Роль психологических защит личности педагога в условиях реализации современных требований ФГОС

Авторы

  • Галина Павловна Звездина Южный федеральный университет
  • Елена Владимировна Князева Южный федеральный университет

Ключевые слова:

защитные механизмы, личность, психологические защиты, педагог, психоанализ, субъектность, учитель, ФГОС

Аннотация

В статье рассматривается проблема психологических барьеров личности педагога в условиях реализации современных требований ФГОС. Актуальность проблематики статьи вызвана необходимостью формирования активной субъектной позиции учителя в условиях реализации ФГОС, с одной стороны, и высокой степенью выраженности его внутриличностных психологических защит, приводящих к шаблонизированности моделей его поведения, стремлению ограничивать себя уже имеющимся накопленным опытом, с другой.

В данной работе в качестве причин, затрудняющих включенность педагога в реализацию ФГОС, проанализированы основные психологические защиты его личности. В статье показано, что формирование активной субъектной позиции учителя может входить вконфликт с более архаичными психическими процессами – психологическими защитами личности, которые обеспечивают целостность сознания исложившихся убеждений и  установок личности.

Биографии авторов

Галина Павловна Звездина, Южный федеральный университет

доцент кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, кандидат психологических наук

Елена Владимировна Князева, Южный федеральный университет

аспирант кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Библиографические ссылки

Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1999. – С. 41.

Зимняя И. А. Основы педагогической психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 480 с.

Левитес Д. Г. Цели и смыслы отечественного школьного образования (о парадигмальном кризисе в отечественной педагогической науке) // Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы. Т. 1. – М., 2009. – С. 270–278.

Ленглер О. А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. – 2012. – № 11. – С. 440–442.

Маликова Т. В., Михайлов Л. А., Соломин В. П., Шатровой О. В. Психологическая защита: направления и методы: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 231 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 68 с.

McWilliams N. Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. – New York: The Guilford Press, 1994.

Plutchik R., Kellerman H., Conte H. A structural theory of ego defenses and emotion // Emotions in personality and psychopathology. – 1979. – pp. 123–156.

Загрузки

Опубликован

2016-03-21

Выпуск

Раздел

Влияние психоаналитических идей на возрастную и педагогическую психологию