Метакогнитивные навыки и выраженность учебного стресса современных студентов в связи с особенностями их эмоциональной сферы
DOI:
https://doi.org/10.21702/ncpb.2022.3.2Аннотация
В данном исследовании авторы освещают связь метакогнитивных навыков и выраженности учебного стресса современных студентов с особенностями их эмоциональной сферы. Актуальность исследования заключается в повышении общего уровня стресса в изменении общественно-политических условий и в распространении данной проблемы среди субъектов образовательной деятельности, а также в слабом изучении связи метакогниций и особенностей эмоциональной регуляции в условиях учебного стресса среди студентов. Новизна исследования заключается в более системном взгляде на проблему учебного стресса студентов и способов его регуляции и самоорганизации с помощью метакогнитивных навыков. Исследование проводилось с помощью теоретического анализа литературы; авторской анкеты самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности» (Денисова, 2022); метода тестирования с помощью следующих методик: методика «шкала дифференциальных эмоций» (ШДЭ, адаптация Леоновой А.В. и Капицы М.С., 2003), опросник метакогнитивной включенности в деятельность (Г. Шроу, Р. Деннисон, адаптация А.В.Карпова, 1994), шкала самооценки метакогнитивного поведения (Д. Лакоста, адаптация А. В. Карпова, 1998) и опросник «когнитивная регуляция эмоций» Н. Гарнефски и В. Крайг (адаптация О. Л. Писаревой, 2007); метода математической статистики с использованием критерия Шапиро-Уилка и коэффициента ранговой корреляции Спирмана на выборке обучающихся высших образовательных учреждений Ростовской области в количестве 317 человек в возрасте от 17 до 45 лет. В результате выявлены достоверные связи между метакогнитивными навыками и интегральными индексами эмоций с показателями стресса, между когнитивной регуляцией эмоций и сформированностью метакогнитивных навыков. В заключении делается вывод о том, что метакогнитивные навыки способствуют более успешной регуляции учебного стресса и адаптации в изменяющихся общественно-политических и экономических условиях.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Гусева Ю.В., Сылка Н.В., Денисова Е.Г.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.